Шина SPACEAGE: новая концепция построения авионики
Особенности электроники в традиционных сигнальных шинах
Сигнальные шины на космических аппаратах, выполненные с использованием традиционного подхода, имеют следующие особенности в области электроники:
- Форм-фактор традиционный и/или Eurocard (обычно 6U или 3U): односторонние или двухсторонние печатные платы.
- Печатная плата, параллельная основной и расположенная на задней панели (технология взята из коммерческой отрасли).
- Некоторые специальные сигналы добавлены в стандартный набор, что затрудняет их взаимозаменяемость.
- Все карты обмениваются данными с CPU/Hub через полудуплексный интерфейс, по одному пакету данных единовременно.
- Локализация неисправности труднодостижима из-за общих шины схемы питания и шины сигналов.
- Нет ЭМИ-изоляции между платами.
Особенности соединений в традиционных сигнальных шинах
Разъемы и соединители в традиционных сигнальных шинах имеют следующие особенности:
- Сотни контактов:
- требуется большое усилие для соединения/разъединения разъемов;
- наборные разъемы не паяются (низкая надежность при вибрации).
- Отсутствие согласованности сопротивлений:
- сложность взаимодействия на высоких скоростях приема-передачи.
- Сложное выравнивание и крепление.
Механические особенности традиционных сигнальных шин
Сигнальные шины, выполненные с использованием традиционного подхода, имеют следующие механические особенности:
- Своеобразный дизайн корпуса с лицевой панелью с интегрированной картой:
- только одна сторона доступна для пользовательских разъемов.
- Замки для блокировки карты и пути отвода тепла:
- сложный осмотр установленных карт: может быть вовсе невыполним;
- возможность повреждения верхнего слоя контактов при установке: срез мелких металлических частиц, которые потом попадают в окружающее пространство.
- Фиксированное расстояние между картами:
- проблемы с высокими компонентами или двусторонними платами.
Квалификация традиционных сигнальных шин
Сигнальные шины, выполненные с использованием традиционного подхода, имеют следующие квалификационные особенности:
- Несовместимость карт от разных производителей:
- требуется тщательный контроль инженерной части;
- использование данного недостатка поставщиками для привязки к своим продуктам;
- иногда необходима глубокая модернизация и редизайн, чтобы соответствовать всем используемым картам.
- Модули, встроенные в корпус, проходят только функциональные испытания:
- карты поставляются непроверенными от поставщиков: требуется дополнительное тестирование (ЭМИ/ЭМС, тепловое, вибрационное).
Цели создания нового решения
Создание новой концепции построения сигнальной шины обусловлено следующими факторами:
- Разработать архитектуру, подходящую для 90% космических миссий.
- Сократить расходы на разработку систем:
- снизить единовременные затраты на проектирование (NRE);
- стандартизировать электрические и механические интерфейсы.
- Упростить электрические интерфейсы, приняв:
- последовательный коммуникационный интерфейс:
- устранить механические допуски между разъемами,
- повысить надежность системы за счет уменьшения количества передаваемых сигналов;
- работу систем от одного уровня напряжения:
- более высокое напряжение для уменьшения величин тока и устранения проблем с запасом напряжения;
- создание набора часто используемых сигналов;
- архитектуру организации связи — «звезда»:
- общий или центральный модуль — HUB (концентратор),
- периферийный или пользовательский модуль — NODE (узел).
- последовательный коммуникационный интерфейс:
- Упростить механическую часть, приняв:
- модульную концепцию с возможностью изменения длины слотов:
- каждая печатная плата содержит свою часть механического шасси,
- улучшение теплового дизайна — устраняет клиновые замки,
- квалифицирует модули согласно требованиям ЭМИ/ЭМС и теплоотдачи,
- значительно снижает допуски для механической части.
Основные системные требования
Основные системные требования, выдвигаемые концепцией использования новой шины:
- Высокоскоростные каналы связи:
- совместимость с высокоскоростным (гигабитным) последовательным протоколом.
- Распределение мощности.
- Надежность:
- изоляция между модулями;
- поддержка схем резервирования.
- Простота реализации:
- минимальные требования совместимости;
- простые предопределенные интерфейсы.
- Простота расширения:
- до семи модулей NODE (узлов) на одной шине (всего восемь или девять модулей, включая модули HUB);
- как минимум одна сторона зарезервирована для пользовательских разъемов.
Предлагаемая архитектура шины SpaceAGE
- Все узлы (Node) взаимодействуют с концентратором (Hub) одновременно через полнодуплексный интерфейс.
- Все соединения выполняются через выделенный, изолированный от неисправностей дифференциальный интерфейс. Нет общих соединений!
Предлагаемый функционал системы SpaceAGE Bus
Данные:- последовательная связь концентратора и узла:
- скорость передачи данных на канал 1 кбит/с — 3,125 Гбит/с (настраивается и программируется пользователем),
- дифференциальные пары для полнодуплексных операций,
- несколько потоков: HUB может одновременно общаться более чем с одним узлом,
- обмен данными HUB-HUB,
- гибкие протоколы передачи данных, такие как SpaceWire, SpaceFibre, PCI Express и т. д. — все они могут сосуществовать в одной системе,
- муфта переменного тока для лучшей защиты от синфазной помехи.
- последовательная связь концентратора и узла:
- Питание:
- 28-В шина с переключением питания от концентратора:
- среднеквадратичная мощность до 20–30 Вт на узел,
- электрическая изоляция между концентраторами и узлами,
- горячее подключение/отключение для узлов и концентраторов без нарушения работы других компонентов системы,
- возможность работать напрямую с напряжением питания 120 В.
- 28-В шина с переключением питания от концентратора:
- Часы:
- индивидуальное распределение от концентратора к каждому узлу:
- программируемое пользователем распределение для синхронизации событий,
- синхронизация частоты источников питания.
- индивидуальное распределение от концентратора к каждому узлу:
- Аналоговая телеметрия:
- HUB будет обрабатывать всю телеметрию узлов (с точностью 0,1%), узел должен иметь:
- либо дифференциальный мультиплексор для аналоговых сигналов узлов (с точностью до 0,1%),
- либо термистор, если наличие аналоговой схемы на узле нежелательно.
- HUB будет обрабатывать всю телеметрию узлов (с точностью 0,1%), узел должен иметь:
- Дополнительно:
- упростить контроль узлов концентратором:
- независимый сброс для каждого модуля,
- одночастотная синхронизация мощности,
- горячее подключение/отключение каждого модуля.
- упростить контроль узлов концентратором:
Соединение концентратора и узла
- Для передачи данных по основному функционалу требуется всего 16 соединений на узел.
- Если требуется резервирование — узел получит дополнительный набор проводов от концентратора.
Соединение двух концентраторов (HUB-HUB)
- Для обмена данными по основному функционалу требуется всего 16 соединений на концентратор.
Распределение питания шины SpaceAGE
Краткое описание системы SpaceAGE
- Простота реализации:
- простой интерфейс с точки зрения электроники:
- только 16 соединителей на канал, которые способны удовлетворить требования для 90% и более миссий;
- простой механический интерфейс:
- необходимо определение местоположения только разъемов,
- нет ограничений по ширине модуля.
- простой интерфейс с точки зрения электроники:
- Упрощенная совместимость оборудования разных производителей:
- отсутствие пользовательских функций для стандартных задних разъемов.
- Повышенная пропускная способность на уровне подсистемы:
- последовательные пересылки обеспечивают более высокую скорость передачи данных;
- двойная скорость обработки/передачи, когда подключены два модуля HUB.
- Функции пользователя:
- передняя и верхняя поверхности зарезервированы для пользовательских разъемов;
- установка нескольких карт на модуль.
- Уменьшение массы и объема по сравнению с традиционным подходом.
- Превосходный теплообмен:
- устранение клиновых замков: прямой контакт между платами и корпусом модуля;
- большая площадь контакта корпуса модуля и шины.
- Защита от ЭМИ/ЭМС:
- 100%-ное экранирование от электромагнитных помех;
- низкий уровень шума благодаря возможности полной синхронизации всех устройств.
- Надежность системы:
- одиночная передача;
- или двойное независимое резервирование;
- или система перекрестного резервирования.
- Широкий спектр применения:
- может использоваться для миссий с участием человека или роботов.
Требования к контактам и разъемам
- Минимальное количество контактов: 16, с возможностью расширения.
- Соединители: сечение провода питания до AWG # 24.
- Импеданс: дифференциальное сопротивление 100 Ом.
- Высокая скорость работы: до 4 Гбит/с.
- Экранирование: полная защита от ЭМИ.
- Соединение:
- простое соединение;
- защита соединенного контакта от внешней среды.
- Материал: нет вакуумной дегазации, работа в невесомости.
- Форма: прямоугольные для удобства использования.
Предлагаемый тип разъема
Пример разъема от компании Sabritec (Smiths Interconnect) с квадраксиальными вставками показан на рис. 8.
Предлагаются 4- (как на рисунке) и 16-контактные разъемы.
Предлагаемое назначение сигналов
Смотри табл. 1.
Таблица 1.
Предлагаемое назначение сигналов для SpaceAGE
Группа | Подгруппа | Функция | Номер вывода | Соединение с узлом | Направление передачи | Соединение | Резервный концентратор (HUB B) | Примечание |
Концентратор-узел (28 контактов из 32 для подключения 7 узлов) | Цифровой сигнал | Последовательная передача | 1 | RX+ | <- | TX+ |
| Дуплексная связь. Контакты 1–3 и 2–4 обеспечивают сопротивление 100 Ом
|
2 | TX+ | -> | RX+ |
| ||||
3 | RX– | <- | TX- |
| ||||
4 | TX– | -> | RX- |
| ||||
Часы и сброс | 1 | Clock_in+ | <- | Clock_out+ |
| Функция часов определяется узлом пользователя. Узел может быть сброшен индивидуально с помощью Hub | ||
2 | Reset_in+ | <- | Reset_out+ |
| ||||
3 | Clock_in– | <- | Clock_out– |
| ||||
4 | Reset_in– | <- | Reset_out– |
| ||||
Питание и аналоговый сигнал | Питание | 1 | Питание узла (power node) | <- | Питание узла |
| До 1,5 А при 28 В узла; синхронизация DC/DC составляет 200–800 кГц, часы 5 В | |
2 | Обратный провод питания (power return) | <- | Обратный провод |
| ||||
3 | DC/DC-синхронизация входов (DC/DC_Sync_in) | <- | DC/DC-синхронизация выходов |
| ||||
4 | Сбой питания (power fail) | <- | Сбой питания |
| ||||
Телеметрия | 1 | Analog_out+ | -> | Analog_in+ |
| Каждый узел может иметь 4–16 слотов аналоговой телеметрии или 1 пассивный термодатчик; датчик сообщает Hub, если узел подключен и защищен | ||
2 | Analog_out– | -> | Analog_in– |
| ||||
3 | Sense_out+ | -> | Sense_in+ |
| ||||
4 | Sense_out– | -> | Sense_in– |
| ||||
Кроссоверная шина Hub – Hub (4 вставки для дополнительного концентратора | Цифровой сигнал | Перекрестная связь | 1 |
|
| X_TX+ | X_TX+ | Дуплекс-перекрестная посылка. Контакты 1–3 и 2–4 обеспечивают сопротивление 100 Ом |
2 |
|
| X_Clock_out+ | X_Clock_out+ | ||||
3 |
|
| X_TX- | X_TX- | ||||
4 |
|
| X_Clock_out- | X_Clock_out- | ||||
Перекрестные часы | 1 |
|
| X_RX+ | X_RX+ | Позволяет обоим концентраторам совместно использовать общие часы | ||
2 |
|
| X_Clock_in+ | X_Clock_in+ | ||||
3 |
|
| X_RX– | X_RX– | ||||
4 |
|
| X_Clock_in– | X_Clock_in– | ||||
Сброс и настройка | Перекрестный сброс | 1 |
|
| X_Reset_out+ | X_Reset_out+ | X_Reset позволяет каждому концентратору сбросить свой равноправный концентратор либо по команде, либо по причине отсутствия связи в течение периода времени TBD | |
2 |
|
| Peer_Hub_out | Peer_Hub_out | ||||
3 |
|
| X_Reset_out– | X_Reset_out– | ||||
4 |
|
| Config_out | Config_out | ||||
Конфигурация «ведущий – | 1 |
|
| X_Reset_in+ | X_Reset_in+ | Peer_Hub сообщает каждому Hub о статусе сопряженного Hub | ||
2 |
|
| Case GND | Case GND | ||||
3 |
|
| X_Reset_in– | X_Reset_in– | Master Hub (A) — без перемычки, Slave (B) — с внешней перемычкой | |||
4 |
|
| Case GND | Case GND |
Пример предлагаемого подключения
Предлагаемая архитектура HUB (цифровая секция)
Предлагаемые порты связи для концентратора
Преимущества предлагаемой архитектуры портов концентратора
Таблица 2.
Описание портов концентратора
| Заднаяя часть | Передняя часть | Верхняя часть |
Количество портов | 8: 7 узлов (универсальных) | 6: 4 универсальных | 2 универсальных |
Физический интерфейс | Буферизованные LVDS или CML SerDes | Буферизованные LVDS | |
Дуплекс | Полный | ||
Диапазон скоростей | 1 кбит/с — 3,125 Гбит/с (до 100 Мбит/с для SpW) | 10–100 Мбит/с | |
Дополнительные часы синхронизации | Да | Нет | |
Протокол | Синхронизация любого типа или асинхронность | Любой асинхронный протокол + SpW | Асинхронный |
Переконфигурация | Да | Да (кроме SpW) | Да |
Состояние, когда | Hi-Z | ||
Многопунктовое использование сети | Нет | Возможно | Нет |
Предложенная архитектура HUB (аналоговая секция TLM & Power)
Предлагаемая архитектура узла
Вид системы в сборе
Вид без внешней части корпуса
Передняя сторона объединительной стенки
Задняя сторона объединительной стенки
Вид сборки решения с двумя платами
Рекомендуемые размеры концентратора (Hub)
Модели концентратора предлагаемого решения
Таблица 3.
Сравнение параметров традиционной шины и предлагаемого решения
Функция | Традиционная шина | Предлагаемое решение |
Интерфейс | Параллельный | Последовательный |
Обмен данными | Полудуплекс | Дуплекс |
Метод обмена данными | Синхронный | Асинхронный |
Согласование сопротивлений | Невозможно | Возможно |
Использование шины | Один поток | Несколько независимых потоков |
Поток данных | Одиночный | Одиночный, двойной, перекрестный |
Распределение питания | Несколько входов напряжений | Одно напряжение |
Ток шины | От среднего до очень высокого | От низкого до очень низкого |
Допуск отклонения общего напряжения | Низкий (100 мВ) | Высокий (несколько вольт) |
Организация изоляции между картами | Очень сложно/невозможно | Возможно и очень просто |
Горячее подключение/отключение | Невозможно | Возможно и очень просто |
Системная телеметрия | Не определено | Стандарт: аналоговый и цифровой |
Защита от ЭМИ | Отсутствует | Полностью экранированный |
Распределение частоты | Единственная высокая частота | Несколько пользовательских частот |
Требования к тактированию | Высокие | Низкие |
Контактные штыри на карте | Несколько сотен | 16 на узел плюс шина |
Интерфейс шины | PCB | Harness |
Пользовательские разъемы | Только лицевая часть | Лицевая и верхняя части |
Сборка печатной платы | Одна сторона с ограничением | Двусторонние, |
Сложность установки карты | Требуется среднее или высокое усилие | Низкое |
Соединение разъемов и контакторов | Простое | Простое, металлический корпус |
Защита соединенного контакта от внешней среды | Да | Да |
Расстояние между картами или модулями | 20–25 мм | Ограничено только скоростью передачи |
Заключение
Предложенная в статье архитектура построения сигнальных шин и самого узла несет в себе множество преимуществ по сравнению с традиционной. Успех новой архитектуры позволит сократить затраты на NRE, упростить и стандартизировать электрические и механические интерфейсы, а также получить более высокие скорости обмена данными в системе.